Янгажинский Дацан "Даши́ Шарвавли́н"
Основан в 1830 году
О дацане
С 2017 года, под руководством ширээтэ Дуйнхор-дацана Буда Багши (Гэбше ламой - деканом факультета «Дуйнхор» Буддийского университета «Даши Чойнхорлин» им. Д.Д. Заяева), на старом месте, начато строительство нового Янгажинского дацана. Возведен единственный в мире - Дворец Ваджрадхары - Очирдари бурханай ордон.
На территории дацана находятся Дворец Будды Ваджрадхары - Очирдара бурханай Ордон и 9 субурганов, освящение и открытие которых состоялось 20 сентября 2020 года.
Янгажинский дацан – один из старейших буддийских храмов России. По оценке историков, был одним из самых красивых культовых сооружений на территории этнической Бурятии.
История Янгажинского дацана начинается с 1830 года, когда в урочище Янгажин, у Кяхтинского тракта, в 5 км северо-восточнее современного улуса Оронгой, бурятами шести булагатских родов была поставлена войлочная юрта, служившая дуганом. До этого верующие этих шести добайкальских родов с 1745 по 1784 год молились в атаганском Ацайском дацане, когда построили собственный аймачный Загустайский дацан, от которого для северных прихожан и был построен дацан в Янгажине.
Первый деревянный Цогчен-дуган Янгажинского дацана был возведён в 1831 году. Архитектура дугана, в строительстве которого участвовали русские плотники, испытала влияние традиций русского церковного зодчества: здание было возведено по типу пятиглавого православного храма.
В 1868 году Цогчен-дуган прошёл реставрацию.
Помимо дугана на территории дацана к 1832 году были построены 4 сумэ (малые храмы):
- Докшит — посвящённый Защитникам Учения Будды,
- Аюши — посвящённый Будде Долгой Жизни Амитаюсе,
- Гунрик — в честь Будды Вайрочаны,
- Шакьямуни.
Сумэ Шакьямуни был разобран и на его месте в 1899 году построили двухэтажное здание Чойра-дугана, в котором разместилась школа цанид (буддийской философии). В 1902 году остальные три сумэ были перестроены и расширены.
Янгажинский дацан тесно связан с двенадцатым Пандидо Хамбо ламой Даши-Доржо Итигэловым, где он был ширэтэ ламой (настоятелем) с 1904-го по 1911-ый год. Во время русско-японской войны, Даши-Доржо Итигэлов, перед отправкой на фронт благословил 300 казаков и все они вернулись живыми. При его поддержке и помощи были возведены дуганы Чойра, Дэважин, Майдар. Итигэлов пожертвовал на строительство всё своё состояние — около 15 тысяч рублей. Положив начало строительству и явив пример, он собрал значительную сумму и от сельчан.
На территории Янгажинского дацана, летом 1927 года, Даши-Доржо Итигэлов принял решение уйти из этого мира, чтобы вновь вернуться к нам через 75 лет. Хамбо-лама собрал учеников и велел им читать специальную молитву для умерших. Ученики не стали читать ее при живом Учителе, тогда Хамбо-лама начал сам. Его последователи подхватили, и под общую молитву Итигэлов ушел в нирвану.
При Итигэлове в 1905 году на месте Гунрик-сумэ был построен Дэважин-сумэ в качестве резиденции Далай-ламы XIII Тхуптэн Гьяцо, прибывшего в Ургу в том же году. Его полномочный представитель Агван Доржиев, в то время являвшийся фактически первым министром двора Далай-ламы, планировал пригласить его с визитом в Россию, и по дороге буддийский иерарх должен был остановиться в Янгажинском дацане.
По другим данным, Дэважин сумэ был построен в память о воинах-земляках, погибших во время русско-японской войны. В 1911 году здание сумэ сгорело. В том же году храм восстановили на средства Итигэлова и прихожан.
В 1913 году вместо старого здания главного храма было построено трёхэтажное каменное здание Цогчен-дугана. Строительство велось на пожертвования буддийских священнослужителей и прихожан.
В последующие годы Янгажинский дацан продолжал развиваться и расширяться. В 1917 году открыт Манба-дуган, в которой начали учиться будущие эмчи-ламы (врачи тибетской медицины). В 1918 году построены Дара-Эхэ-сумэ и Дуйнхор-сумэ. В 1923 году построен Джуд-сумэ.
В 1938 году во время сталинских гонений на религию Янгажинский дацан был закрыт. Многие ламы были репрессированы. Дуганы и сумэ были разобраны. В 1940 году жилые дома бывшего дацана были переданы в распоряжение Иволгинского исполкома.
Множество людей приняли участие в восстановлении Янгажинского дацана, строительстве Дворца Ваджрадхары.
Строительство веось методом народной стройки. Желающие приезжаи помогать кто по одному, кто группами (друзей, одноклассников, родственников..). Принимаи участие непосредственно в строительстве, оказываи помощь в уборке от строительного мусора и выполняи прочие работы.
Ведь помощь от чистого сердца с добрыми намерениями – это невероятная добродетель: будет сопутствовать удача во всем, все благие дела в дальнейшем перейдут по наследству детям и внукам.
А также, помогая восстановлению Янгажинского дацана, строительству Дворца Будды Ваджрадхары, у нас появляется редкая возможность - создать причины встречи в будущем с самим Буддой Ваджрадхарой – Очирдари бурхантай.
«…Нашедшего человеческую драгоценную свободу – трудно найти!
Встретившего Драгоценное Учение Будды – трудно встретить!
К хозяину здешнему – Очирдари Ламе – трудно попасть и пообщаться!!!,,,,»
Из Послания Хамбо ламы Итигэлова своему народу (перевод XXIV Хамбо Ламы Дамбы Аюшеева).
Да хранят нас Три драгоценности: Будда, его Учение и Община его последователей!