Политика
Суббота, 22 марта 2014 13:46

Местное самоуправление – настоящее и будущее

Автор 

Чуть более десяти лет назад в России был принят Федеральный Закон № 131 ФЗ, регламентирующий сферу местного самоуправления. О том, насколько Закону удалось решить поставленные перед ним задачи, и, что еще предстоит сделать для местного самоуправления, рассказал Председатель Комитета Народного Хурала Республики Бурятия по государственному устройству, местному самоуправлению, законности и вопросам государственной службы Борис Ботоев.

 

-Борис Николаевич, реформе местного самоуправлении в России исполнилось десять лет. Каковы ее главные итоги?

- Да, в октябре 2003 года вступили в силу Федеральный Закон № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Новый закон изменил саму концепцию местного самоуправления. Закон предусмотрел необходимость создания пяти видов муниципальных образований: городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов, внутригородских территорий городов федерального значения. Таким образом в 2004 году в Республике Бурятия было образовано 296 муниципальных образований, в том числе 21 муниципальный район, два городских округа, 254 сельский и 19 городских поселения.

-  С чем было связано принятие Закона? До этого местное самоуправления работало недостаточно эффективно?

- Данный Федеральный Закон регулирует целый ряд вопросов, ранее не находивших отражения в федеральном законодательстве. Так был урегулирован порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Государство или органы местного самоуправления должны выполнять те или иные полномочия, часто возникали споры. Именно эту сферу был призван урегулировать данный закон.

- Общаясь с представителями муниципалитетов, часто можно услышать, что объем их полномочий намного превышает размер имеющихся у них финансовых средств. Что делается в этом направлении?

- Во-первых, следует сказать, что благодаря неоднократной постановке данной проблемы перед федеральным законодательством, в 2012 году Государственной Думой было внесено изменения в Закон, о невозможности наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями без передачи денежных средств на их исполнение.

Однако нельзя не отметить, что порой на органы местного самоуправления возлагаются не свойственные им функции, имеющие по своей природе общегосударственный или региональный характер, либо, требующие централизованного подхода, решения силами единой государственной системы. Так, неоправданно к вопросам местного значения отнесены профилактика терроризма и экстремизма, гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, деятельность аварийно-спасательных служб и формирований, мобилизационная подготовка.

При этом не все полномочия, закрепленные за органами местного самоуправления можно однозначно отнести к тому или иному вопросу местного значения. Например, содействие поиску и устройству безнадзорных животных, постановка на учет и содержание бесхозяйного недвижимого

имущества, а также оформление права муниципальной собственности на него в случае не обнаружения собственника, размещение социальной рекламы и так далее. Так что в этом направлении остается еще много работы.

- 10 лет, достаточный срок для того, чтобы подвести итоги реформы местного самоуправления. Можно ли по вашему мнению говорить о том, что реформа достигла своей цели?

- Конечно, качество правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления в нашей стране улучшилось. Это касается всех уровней публичной власти: федерального, регионального и местного. Улучшение правового регулирования местного самоуправления повлияло в лучшую сторону и на порядок его реализации.

При этом остались и проблемы, которые пока решить не удается.

Во-первых, очень остро проявляется проблема недостаточности финансовой обеспеченности местного самоуправления. Муниципалитетам собственных доходов не всегда хватает, даже на текущую деятельность, не говоря уже о развитии.

Во-вторых, создать закрытый перечень вопросов местного значения, достаточно полный и функциональный, так и не удалось. По этой причине, статьи закона, закрепляющие вопросы местного значения поселений, муниципальных районов и городских округов, постоянно подвергаются уточнениям и дополнениям.

В третьих, население муниципальных образований наделено законодательством Российской Федерации широкими возможностями для непосредственного участия в управлении местными делами. Однако в силу отсутствия механизмов осуществления форм народовластия на местном уровне, население муниципальных образований участвует только в самых распространенных или инициированных органами местного самоуправления формах (муниципальные выборы, местный референдум, публичные слушания). Сегодня еще можно отметить и тосовское движение, которое получило развитие с 2010 года в Бурятии и успешно реализуется.

Из-за этого происходит уменьшение роли населения в процессе принятия управленческих решений на местном уровне. Так в современном законодательстве не прописано вынесение на референдум Устава муниципального образования, его утверждают депутаты представительного органа. Зачастую депутатским голосованием, а не на всеобщих выборах выбирается и Глава муниципального образования.

Кроме того, нельзя не отметить такую проблему, как взаимоотношения органов местного самоуправления с контрольно-надзорными органами. Данную проблему не единожды обсуждали и в Правительстве Республики Бурятия и в Народном Хурале. Ведь периодичность проверок была не упорядочена. Проверки осуществлялись одна за одной, а порой и по одним и тем же вопросам.

На сегодня данный вопрос урегулирован федеральным законом, который был принят в декабре 2013 года, и внес изменения в статью 77 Федерального Закона № 131 ФЗ. Теперь вопрос проверок контрольно-надзорными органами упорядочен.

Таким образом, можно подвести итог, что результаты реформы местного самоуправления позволяют увидеть многочисленные проблемы на уровне муниципальных образований и, что цели реформирования местного самоуправления достигнуты не полностью, а провозглашенные самостоятельность местного самоуправления и независимость от органов государственной власти пока не достигнуты.

- Как видно, у местного самоуправления достаточно проблем. Есть ли предпосылки для их решения?

- Да, такие предпосылки есть. Все обозначенные выше проблемы, озвучил и Президент России Владимир Путин в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации в декабре 2013 года. Так он отметил, что в «системе местного самоуправления накопилось немало проблем. Объем ответственности и ресурсы муниципалитетов, к сожалению не сбалансированы.

Отсюда часто неразбериха с полномочиями. Они не только размыты, но и постоянно перекидываются с одного уровня власти на другой: из района в регион, с поселения на район и обратно. Районный уровень фактически выхолощен».

И наши коллеги из Государственной Думы тоже отмечают, что реформа местного самоуправления не смогла четко разграничить полномочия и ответственности за их осуществление, что сдерживает полноценное развитие местного самоуправления. Так что, мы вправе рассчитывать на позитивные перемены в ближайшем будущем.

Иван Подберезкин

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии