Пятница, 02 марта 2012 17:39

Буряты первыми из россиян стали докторами буддийской философии в Индии



Наступивший 2012 год принес хорошую новость для буддистов России, особенно Бурятии. Сразу два земляка успешно защитили в Индии степень геше - доктора буддийской философии. Таким образом, двое уроженцев Бурятии стали первыми из российских граждан, получивших полное буддийское философское образование со времен Октябрьской революции.  


Итак, на сегодня Бадма Дарижапович Мархаев и Дымбрыл Гурубазарович Дашибалданов – первые и пока единственные доктора буддийской философии из России. В марте российский геше Дымбрыл Дашибалданов прочтет в Москве курс лекций о Прибежище, абсолютной и относительной истине. Эти лекции станут началом учений по философии буддизма, которые будут давать учителя монастыря «Дрепунг Гоманг» для россиян.  


Оба земляка - выпускники крупнейшего в Индии буддийского монастыря-университета «Дрепунг Гоманг». Там они прошли шестнадцатилетний летний курс обучения и приняли полный обет монаха. Затем вернулись в Бурятию.  


- Они преподаватели нашего Буддийского Университета. Успевали преподавать и готовиться к защите. На самом деле не совсем верно писать о том, что это первые российские доктора буддийской философии. И в советское время в Иволгинском дацане защищали эту степень. Здесь же эту ученую степень защитили Хамбо лама Дамба Аюшеев, Санжижап-лама и Балбар-лама. Доржижап лама защитился в Монголии, – уточнил Дид хамбо лама Дагба Очиров. – Правильнее говорить о том, что это первые россияне, защитившие в Индии звание докторов буддийской философии. 

 

Обучение и защита ученых степеней в буддийских монастырях 

Принципы обучения и защиты ученых степеней в буддийских монастырях достойны отдельной статьи. Настолько они отличаются от привычных университетских занятий. Основной упор в обучении делается на устном объяснении учебного материала преподавателем. Он постоянно готов к дискуссии и логически подводит своих учеников к правильному пониманию текста, приводя множество примеров из жизненной практики. После того как учитель убеждается, что студенты поняли тему, пройденный материал закрепляется на вечерних диспутах. 

Диспуты – основа буддийской педагогики. Сам Будда Гаутама говорил, что слепой верой в его слова ничего не добьёшься, и был непревзойденным мастером дискуссий. Поэтому с Древней Индии идет традиция доказывать свою правоту в дебатах. Сегодня они – главная часть обучения монахов в монастырях. Там упражняются в диспутах два раза в день по нескольку часов. 

Для этого студенты изучают логику, чтобы правильно строить вопросы и ответы. Часто один из оппонентов специально отстаивает неверную точку зрения, чтобы ее опровергли в споре. Так достигается более полное и прочное усвоение пройденного накануне материала. Такая форма занятий учит быстро думать и анализировать. Эти словесные турниры - своеобразный и высокоэффективный тренинг по развитию памяти, логики, скорости мышления, красноречию и проверке знаний. 

Экзамены тоже проходят в форме дебатов, которые могут идти всю ночь в присутствии огромного количества старших ученых монахов. Так Далай-лама XIV для получения учёной степени геше-лхарамба (доктора буддийской философии) сдавал экзамен в Лхасе, частью которого были дебаты с 15 учёными монахами в присутствии более 20 тысяч человек. 

 

На фото: Геше Дымбыл Дашибалданов

 

Авторизуйтесь, чтобы комментировать