Вторник, 29 мая 2012 11:34

Диспут преподавателей философского факультета



12 мая в Буддийском университете имени Д.Д.Заяева состоялся первый научный диспут среди преподавателей философского факультета Чойра.

 

Сейчас вашему вниманию мы представляем первый обзор диспута.

Дашибалданов Дымбрыл, габжа лама Буддийского университета

«Драгоценность Бодхичитты»

 

Согласно комментарию к «Праджняпарамите» Гунчен Жамьян Шадбы Бодхичитта - это элемент особого сознания, причиной которого является устремленность, направленная на благо других , имеющая сопутствующий фактор в виде желания достичь Просветления .

Бодхичитта относительно своей сущности имеет два вида: вдохновенная и действенная .В первый момент, когда личность становится бодхисаттвой, зарождается вдохновенная бодхичитта, а в следующие моменты, когда практик начинает активные действия, направленные на обретение просветления, то его бодхичитта становится действенной.

 

Под активными действиями подразумевается практика Шести парамит. У учеников с аналитическим складом ума сразу, с первого момента, рождается действенная бодхичитта, так как они обладают мудростью, постигающей пустотность сознания. Такие ученики, прежде чем взвалить на себя заботу о других живых существах, должны удостовериться, что действительно могут помочь им. Имея мудрость, постигающую пустотность сознания, они приходят к выводу, что все, кто имеет сознание, обладает потенциалом Будды. Согласно принципам школы Мадхьямики, пустотность сознания является тем самым потенциалом, развивая который индивид способен достичь состояния просветления.

 

Также Бодхичитту подразделяют на двадцать два вида: бодхичитта, подобная земле, золоту, месяцу, огню, хранилищу, источнику драгоценностей, озеру, алмазу, горе, лекарству, благому другу, драгоценности, исполняющей желания, солнцу, пению, царю, сокровищнице, большой дороге, средствам перевозки, источнику родниковой воды, мелодии, реке и облаку.

 

Этапы порождения двадцати двух бодхичитт таковы: первые три соответственно зарождаются на трех видах пути накопления: малом, среднем и большом; четвертая на пути подготовки; следующие десять на стадиях достижения десяти парамит: парамиты даяния, нравственности, терпения, усердия, медитации, мудрости ,метода, молитвы, силы и знания. Следующие пять бодхичитт распределяются на пять уровней десятого бхуми; и последние три бодхичитты обретаются во время подготовки к достижению состояния Будды, явного состояния Будды и заключительного состояния Будды.

 

Относительно уровней реализации бодхичитта подразделяется на четыре вида: бодхичитта вдохновенной деятельности, бодхичитта совершенной мысли, бодхичитта высокого совершенства и бодхичитта, свободная от всех препятствий.

 

Также существуют три метода порождения бодхичитты - подобно царю, пастуху, лодочнику. Первый метод практиковал Будда Шакьямуни, второй метод - Арья Авалокитешвара и третий метод - Манджушри.

 

Порождение бодхичитты «подобно царю» заключается в желании освободить всех живых существ, но сначала самому став Буддой, а уже после этого привести их к Просветлению. Второй метод «подобно пастуху» - это когда бодхисаттва сначала приводит живые существа к Просветлению, и после этого он сам достигает состояния Будды. Третий метод «подобно лодочнику» - это когда бодхисаттва достигает просветления одновременно со всеми. Эти три метода являются примерами медитации на бодхичитту, а на практике достижение состояния Будды происходит только первым способом.

 

При зарождении бодхичитты в буддийской практике существует семь стадий причинно-следственного опыта. Первая стадия - это осознание всех живых существ своими матерями. Здесь подразумевается, что на протяжении многих рождений каждое живое существо друг другу становилось матерью или теми существами, которые проявляли к ним особую доброту. Вторая стадия - это памятование их доброты. Третья стадия – это выражение благодарности всем матерям. Четвертая стадия - это добросердечие, т.е. когда практик желает, чтобы все живые существа обрели счастье. Пятая стадия – это сострадание, т.е. желание, чтобы все живые существа освободились от страданий и их причин. Шестая стадия – это особенное мышление, т.е. желание практикующего самому освободить страждущих от страданий. И седьмая стадия - это непосредственно сама Бодхичитта, которая и является следствием выше описанных стадий.

 

В «Ламриме» Ламы Цонкапы описывается другой метод, который называется методом «замены себя на других». Он заключается в следующем: практик представляет, что он переживает и испытывает страдания всех живых существ, а они, в свою очередь, переживают и испытывают его счастье. При такой визуализации ослабевает цепляние ума за самостность индивида и укрепляется в нем осознание взаимозависимости. 


Взращивание бодхичитты является наиважнейшим аспектом пути к Просветлению, без которого невозможно обретение состояния Будды. 


Изучая сутры о Бодхичитте, практики знакомятся с трудами Майтреи, Харибхадры, Шантидевы, Ламы Цонкапы, Джалцав Дарма Ринчена, Кедруб Дже, Гунчен Жамьян Шадбы, Гунтан Тенби Донме, Панчен Сонам Дробга, Жецун Чойжи Жалсана и других буддийских ученых. 


По практике Бодхичитты проводятся отдельные диспуты. Например, один из них начинается с цитаты из первой главы Комментария к «Праджня парамите» Гунчен Жамьян Шадбы: «Наш несравненный учитель [Будда Шакьямуни] зародил вдохновенную бодхичитту, являясь обитателем ада.

 

Согласно этому высказыванию, Будда Шакьямуни зародил бодхичитту, будучи с напарником запряжённым в повозку. При виде страданий своего товарища, который уже умирал от изнеможения, он принял решение помочь ему и потащил повозку один. В тот самый момент у него и зародилась бодхичитта. Взяв этот аргумент за основу спора, один из участников диспута спрашивает у другого: «Так как у него в тот момент зародилась бодхичитта, стал ли он бодхисаттвой?»

 

Если оппонент соглашается, то ему задается вопрос: «Так как он уже является бодхисаттвой, относится ли он тогда к существам благой участи?» Если оппонент не соглашается с тем положением, что бодхисаттвы относятся к благой участи, то дискутирующий приводит авторитетное доказательство из «Бодхичарья-аватары» Шантидевы: " С момента зарождения бодхичитты страждущих, закованных в темнице сансары, провозглашают Сыновьями Сугат. Небожители и люди поклоняются им". Также в Комментарии к «Праджня парамите» Гунчен Жамьян Шадбы говорится: «Как только зародится это [бодхичитта], они становятся Сыновьями Сугат и существами благой участи».

 

Если оппонент соглашается с тем, что бодхисаттва относится к существам благой участи, то ему задается вопрос: «Будет ли бодхисаттва, в одном из прошлых рождений Будды Шакьямуни зародивший бодхичитту в аду, являться одновременно и страждущим ада и существом благой участи?» Оппонент отвечает: «Бодхисаттва до момента зарождения бодхичитты является существом ада, а зародив ее, становится существом благой участи. На что можно сказать, что уже до момента зарождения бодхичитты он относится к благой участи, т.к. находится на одной из семи стадий причинно-следственного опыта, которые описаны выше. Доказательством этому утверждению служит изречение Кедуб Дже: «Существо, находящееся на какой-либо стадии причинно-следственного опыта, обязательно должно относиться к благой участи».

 

После подобных дискуссий некоторые практики приходят к выводу, что бодхисаттва, находящийся в дурной участи, имеет тело существа дурной участи, но сам он будет относится к благой участи.

Авторизуйтесь, чтобы комментировать