Четверг, 28 июня 2018 16:21

О необходимости исполнения ряда мероприятий органами местного самоуправления в сфере кадастрового учета



Общественный совет при Управлении  Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия напоминает о необходимости исполнения органами местного самоуправления ряда мероприятий.

1. О целесообразности формирования органами местного самоуправления Республики Бурятия пакета документов и планирования в бюджетах муниципальных образований расходов на выполнение комплексных кадастровых работ. 

Федеральной целевой программой «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2020 годы)», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 10.10.2013г. №903, предусмотрено финансирование на основании поданных регионами заявок комплексных кадастровых работ, являющихся важнейшим инструментом, предложенным региональным властям для оптимального территориального планирования, наполнения бюджетов и повышения инвестиционной привлекательности.

В регионах Российской Федерации, направивших в установленном порядке заявки на предоставление федеральной субсидии, проведение комплексных кадастровых работ начато уже в 2017 году. 

В соответствии с частью 1 статьи 42.1 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее – Закон о кадастровой деятельности) под комплексными кадастровыми работами понимаются кадастровые работы, которые выполняются одновременно в отношении всех расположенных на территории одного кадастрового квартала или территориях нескольких смежных кадастровых кварталов:

1) земельных участков, сведения Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) о которых не соответствуют установленным на основании Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации недвижимости) требованиям к описанию местоположения границ земельных участков;

2) земельных участков, занятых зданиями или сооружениями, площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории;

3) зданий, сооружений, а также объектов незавершенного строительства, права на которые зарегистрированы в установленном Законом о регистрации недвижимости порядке.

Результатом выполнения комплексных кадастровых работ, в соответствии с частью 2 вышеуказанной статьи Закона о кадастровой деятельности, является:

1) осуществляется уточнение местоположения границ земельных участков;

2) осуществляется установление или уточнение местоположения на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства;

3) обеспечивается образование земельных участков, на которых расположены здания, в том числе многоквартирные дома, сооружения, за исключением сооружений, являющихся линейными объектами;

4) обеспечивается образование земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами;

5) обеспечивается исправление реестровых ошибок в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости.

Следует отметить, что главной особенностью предложенного механизма комплексных   кадастровых   работ  является   проведение   кадастровых   работ в отношении всех объектов, расположенных на выбранной территории на основании муниципального заказа без участия граждан и юридических лиц.

Между тем, по мнению Общественного совета Управления, необходимость в организации и проведении комплексных кадастровых работ очевидна.

В результате выполнения комплексных кадастровых работ обеспечится:

1) внесение в ЕГРН точных границ существующих земельных участков;

2) постановка на кадастровый учет земельных участков, образование которых предусмотрено проектной документацией, в том числе участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами и другими объектами;

3) уточнение местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельных участках;

4) исправление реестровых ошибок в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости.

Результатом проведения таких работ и внесения в ЕГРН достоверных сведений будет являться:

1) повышение инвестиционной привлекательности территории за счет чёткого представления о её занятости со стороны потенциальных инвесторов;

2) сокращение расходов населения муниципального образования на оформление недвижимого имущества;

3) повышение уровня юридической защиты интересов правообладателей недвижимости;

4) внесение в ЕГРН точных сведений о границах земельных участков, границах зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства;

5) реализация проектов по развитию территории за счет постановки на государственный кадастровый учет земельных участков;

6) повышение показателей Национального рейтинга за счет сокращения числа процедур при предоставлении земельных участков в частную собственность или аренду.

Кроме этого, в результате проведенных комплексных кадастровых работ произойдет увеличение доходов местных бюджетов от налогообложения объектов недвижимости.

2. Об обязанности органов местного самоуправления направления заявлений и документов в орган регистрации прав в случаях порядке статьи 19 Закона о регистрации недвижимости.

Согласно части 1 статьи 19 Закона о регистрации недвижимости органы местного самоуправления, уполномоченные на принятие решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, обязаны направлять в орган регистрации прав (Управление) заявление о государственном кадастровом учете в отношении соответствующего объекта капитального строительства.

В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона о регистрации недвижимости органы местного самоуправления обязаны направлять заявления о государственной регистрации прав в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа местного самоуправления либо сделки с органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа местного самоуправления.

К примеру, к таким актам или сделкам относятся:

1) решения органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договоры купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договоры аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договоры безвозмездного пользования;

5) договоры передачи жилых помещений в собственность граждан;

6) другие.

Заявления о государственной регистрации направляются в порядке, установленном статьей 18 Закона о регистрации недвижимости, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия акта или совершения сделки. 

За непредставление указанных выше заявлений органы местного самоуправления несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. 

Обращаем внимание, что с 1 января 2018 вступило в силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.12.2017 № 2723-р, которым внесены изменения в распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 № 147-р, в том числе в целевые модели «Регистрация права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества» и «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества», в частности добавлены показатели:

 «доля услуг по государственной регистрации прав, оказываемых органам государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в электронном виде, в общем количестве таких услуг, оказанных органам государственной власти и местного самоуправления, процентов» и с целевым значением на 31.12.2019 – 80%; на 01.01.2021 – 100%;

 «доля услуг по кадастровому учету, оказываемых органам государственной власти и местного самоуправления в электронном виде, в общем количестве таких услуг, оказанных органам государственной власти и местного самоуправления, процентов» с целевым значением на 31.12.2019 – 80%; на 01.01.2021 – 100%.

Главой Республики Бурятия А.С. Цыденовым в декабре 2017 г. утверждены Дорожные карты на 2018-2019 г.г., которые содержат аналогичные показатели.  

Количество заявлений на ГРП+ЕП, поступивших от ОМСУ в электронном виде в 2018 году

 

Наименование района

январь

февраль

март

всего за 2018 г.

г. Улан-Удэ

46

42

38

126

Баргузинский 

0

0

0

0

Баунтовский 

21

53

55

129

Бичурский 

3

32

5

40

Джидинский 

1

4

4

9

Еравнинский

9

3

7

19

Заиграевский

21

7

15

43

Закаменский

13

6

15

34

Иволгинский

13

0

6

19

Кабанский

1

41

17

59

Кижингинский 

2

7

4

13

Курумканский

56

109

12

177

Кяхтинский

11

3

1

15

Муйский 

1

3

5

9

Мухоршибирский

12

9

47

68

Окинский 

1

0

0

1

Прибайкальский 

3

2

1

6

Северо-Байкальский

г. Северобайкальск        

112

90

107

309

Селенгинский 

27

70

21

118

Тарбагатайский

0

8

3

11

Тункинский 

0

2

12

14

Хоринский 

3

6

0

9

Итого

356

497

375

1228

Таким образом, в 1 квартале 2018 года ОМСУ подано 1228 заявлений в электронном виде (ГРП+ЕП). Взаимодействие большинства ОМСУ остается на низком уровне. Следует отметить, что в Баргузинском районе электронное взаимодействие в части регистрации прав отсутствует полностью, при этом представлены заявления на бумажном носителе.     

Количество заявлений на ГКУ, поступивших от ОМСУ в электронном виде в 2018 году

Наименование района

январь

февраль

март

всего за 2018 г.

г. Улан-Удэ

35

23

27

85

г. Северобайкальск

44

33

106

183

Баргузинский 

1

1

0

2

Баунтовский 

3

3

0

6

Бичурский 

5

13

3

21

Джидинский 

5

6

9

20

Еравнинский

1

1

6

8

Заиграевский

3

3

0

6

Закаменский

16

5

20

41

Иволгинский

3

3

10

16

Кабанский

7

14

13

34

Кижингинский 

6

14

16

36

Курумканский

7

19

20

46

Кяхтинский

0

2

5

7

Муйский 

2

4

4

10

Мухоршибирский

9

6

10

25

Окинский 

0

1

0

1

Прибайкальский 

6

0

0

6

Северо-Байкальский        

20

4

1

25

Селенгинский 

10

31

59

100

Тарбагатайский

1

7

22

30

Тункинский 

0

1

1

2

Хоринский 

2

1

4

7

Итого

186

195

336

717

Всего в 1 квартале 2018 года ОМСУ подано 717 заявлений в электронном виде (ГКУ). Низкие показатели использования электронных сервисов отмечены также в большинстве районов республики.  

По состоянию на 01.04.2018г. органы государственной власти и органы местного самоуправления Республики Бурятия получают государственную услугу в электронном виде по государственной регистрации прав собственности в объеме равном 42,98%, по кадастровому учету – 34,03%.

3. О направлении органами местного самоуправления документов в порядке межведомственного информационного взаимодействия с орган регистрации прав.

Правила информационного взаимодействия, перечень направляемых документов, необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН), в порядке межведомственного взаимодействия, закреплен в статье 32 Закона о регистрации недвижимости.

Частью 1 статьи 32 Закона о регистрации недвижимости предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов), в частности сведения:

 об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости;

 об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка;

 об утверждении правил землепользования и застройки;

  о переводе жилого помещения в нежилое помещение и наоборот;

 об установлении или изменении границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования; населенного пункта;

 об установлении, изменении или прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий;

 об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории; охотничьих угодий; территорий опережающего социально-экономического развития; зон территориального развития в Российской Федерации; границ лесничеств, лесопарков

  об отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую;

  об утверждении проекта межевания территории;

  о результатах проведения государственного земельного надзора;

  об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда; 

  о включении (отказе включения) объекта недвижимости в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

  документы для постановки здания, сооружения, помещения, машино-места на учет как бесхозяйного недвижимого имущества;

  сведения о создании особой экономической зоны или принятия Правительством Российской Федерации решения об увеличении площади особой экономической зоны.

 Постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 № 1532 утверждены Правила предоставления указанных документов: определены порядок направления документов, в том числе с использованием СМЭВ; перечень и содержание документов; требования к формату таких документов в электронной форме.

Сведения предоставляются в виде электронных документов в формате XML заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего их лица.

XML-схемы, для формирования XML-документов, размещены на официальном сайте Росреестра по адресу: https://rosreestr.ru в разделе «Юридическим лицам – Зарегистрировать недвижимость» (https://rosreestr.ru/site/ur/zaregistrirovat-nedvizhimoe-imushchestvo-/xml-skhemy/).

Следует отметить, что за непредставление документов орган государственной власти, орган местного самоуправления (за исключением суда), несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 34 Закона о регистрации недвижимости решение о внесении либо невозможности внесения в ЕГРН сведений, поступивших в порядке межведомственного взаимодействия, принимается органом регистрации прав в течение 15 рабочих дней, с даты поступления документов.

Решение о внесении либо невозможности внесения в ЕГРН сведений, поступивших в порядке межведомственного взаимодействия, принимается органом регистрации прав в течение 15 рабочих дней, с даты поступления таких документов (статья 34 Закона о регистрации).

4. О необходимости своевременного направления ответов органами местного самоуправления на межведомственные запросы органа регистрации прав.

В рамках предоставления государственных услуг Росреестра органом регистрации прав осуществляется направление межведомственных запросов для получения документов или содержащихся в них сведений из иных информационных ресурсов, находящихся в распоряжении государственных, муниципальных органов власти.

В целях обеспечения исполнения требований Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон №210-ФЗ) Управлением на постоянной основе проводится мониторинг запросов в рамках межведомственного электронного взаимодействия. Направление межведомственных запросов в рамках региональных электронных сервисов по получению Росреестра посредством СМЭВ сведений из перечня, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.06.2012 №1123-р (далее – «р-сведения»). На внутреннем портале Росреестра имеется возможность запрашивать в электронном виде 9 типов «р-сведений».

Согласно части 3 статьи 7.2 Закон №210-ФЗ срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос о представлении документов и информации, для предоставления государственной или муниципальной услуги с использованием межведомственного информационного взаимодействия не может превышать два рабочих дня - при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, со дня поступления межведомственного запроса в орган или организацию, предоставляющие документ и информацию, если иные сроки подготовки и направления ответа на межведомственный запрос не установлены федеральными законами, правовыми актами Правительства Российской Федерации и принятыми в соответствии с федеральными законами нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Наличие запросов со статусом «в обработке» свидетельствует о нарушении органами власти срока, установленного п. 3 ст. 7.2 Закон № 210.

По результатам мониторинга исполнения электронных запросов, сформированных в 1 квартале 2018 года с использованием сервиса «р-сведения», в установленный срок не поступили ответы по 26 межведомственным запросам органа регистрации прав, из них: Кабанский – 7, Кяхтинский – 8, Джидинский – 1, Северобайкальский – 1, Селенгинский – 1, Тункинский – 7, Хоринский – 1. 

В соответствии с Дорожными картами по внедрению целевых моделей «Регистрация права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества» и «Постановка  на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества», утвержденными Главой Р.Б. А.С. Цыденовым 29.12.2017, предусмотрено целевое значение показателя доли ответов на запросы органа регистрации прав, полученных в электронном виде, в том числе посредством СМЭВ, в общем количестве направленных запросов не менее 85%.

На основании изложенного, предлагаем Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Бурятия» с целью достижения показателей Целевых моделей «Регистрация права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества» и «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества» на территории Республики Бурятия взять на контроль выполнение органами местного самоуправления следующих мероприятий: 

1. определение территории, в отношении которых необходимо проведение комплексных кадастровых работ, осуществить подготовку определенного пакета документов, а также предусмотреть в бюджетах муниципальных образований расходы на выполнение комплексных кадастровых работ;

2. направление органами местного самоуправления республики заявлений на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав в электронном виде в соответствии со статьей 19 Закона о регистрации недвижимости;

3. направление органами местного самоуправления республики документов (содержащиеся в них сведений) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) в порядке межведомственного информационного взаимодействия, предусмотренного статьей 32 Закона о регистрации недвижимости в установленные сроки;

4. подготовку и направление ответов органами местного самоуправления республики на межведомственные запросы органа регистрации прав в срок не позднее двух рабочих дней. 

Авторизуйтесь, чтобы комментировать