Общественный совет при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия напоминает о необходимости исполнения органами местного самоуправления ряда мероприятий.
1. О целесообразности формирования органами местного самоуправления Республики Бурятия пакета документов и планирования в бюджетах муниципальных образований расходов на выполнение комплексных кадастровых работ.
Федеральной целевой программой «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2020 годы)», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 10.10.2013г. №903, предусмотрено финансирование на основании поданных регионами заявок комплексных кадастровых работ, являющихся важнейшим инструментом, предложенным региональным властям для оптимального территориального планирования, наполнения бюджетов и повышения инвестиционной привлекательности.
В регионах Российской Федерации, направивших в установленном порядке заявки на предоставление федеральной субсидии, проведение комплексных кадастровых работ начато уже в 2017 году.
В соответствии с частью 1 статьи 42.1 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее – Закон о кадастровой деятельности) под комплексными кадастровыми работами понимаются кадастровые работы, которые выполняются одновременно в отношении всех расположенных на территории одного кадастрового квартала или территориях нескольких смежных кадастровых кварталов:
1) земельных участков, сведения Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) о которых не соответствуют установленным на основании Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации недвижимости) требованиям к описанию местоположения границ земельных участков;
2) земельных участков, занятых зданиями или сооружениями, площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории;
3) зданий, сооружений, а также объектов незавершенного строительства, права на которые зарегистрированы в установленном Законом о регистрации недвижимости порядке.
Результатом выполнения комплексных кадастровых работ, в соответствии с частью 2 вышеуказанной статьи Закона о кадастровой деятельности, является:
1) осуществляется уточнение местоположения границ земельных участков;
2) осуществляется установление или уточнение местоположения на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства;
3) обеспечивается образование земельных участков, на которых расположены здания, в том числе многоквартирные дома, сооружения, за исключением сооружений, являющихся линейными объектами;
4) обеспечивается образование земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами;
5) обеспечивается исправление реестровых ошибок в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости.
Следует отметить, что главной особенностью предложенного механизма комплексных кадастровых работ является проведение кадастровых работ в отношении всех объектов, расположенных на выбранной территории на основании муниципального заказа без участия граждан и юридических лиц.
Между тем, по мнению Общественного совета Управления, необходимость в организации и проведении комплексных кадастровых работ очевидна.
В результате выполнения комплексных кадастровых работ обеспечится:
1) внесение в ЕГРН точных границ существующих земельных участков;
2) постановка на кадастровый учет земельных участков, образование которых предусмотрено проектной документацией, в том числе участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами и другими объектами;
3) уточнение местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельных участках;
4) исправление реестровых ошибок в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости.
Результатом проведения таких работ и внесения в ЕГРН достоверных сведений будет являться:
1) повышение инвестиционной привлекательности территории за счет чёткого представления о её занятости со стороны потенциальных инвесторов;
2) сокращение расходов населения муниципального образования на оформление недвижимого имущества;
3) повышение уровня юридической защиты интересов правообладателей недвижимости;
4) внесение в ЕГРН точных сведений о границах земельных участков, границах зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства;
5) реализация проектов по развитию территории за счет постановки на государственный кадастровый учет земельных участков;
6) повышение показателей Национального рейтинга за счет сокращения числа процедур при предоставлении земельных участков в частную собственность или аренду.
Кроме этого, в результате проведенных комплексных кадастровых работ произойдет увеличение доходов местных бюджетов от налогообложения объектов недвижимости.
2. Об обязанности органов местного самоуправления направления заявлений и документов в орган регистрации прав в случаях порядке статьи 19 Закона о регистрации недвижимости.
Согласно части 1 статьи 19 Закона о регистрации недвижимости органы местного самоуправления, уполномоченные на принятие решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, обязаны направлять в орган регистрации прав (Управление) заявление о государственном кадастровом учете в отношении соответствующего объекта капитального строительства.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона о регистрации недвижимости органы местного самоуправления обязаны направлять заявления о государственной регистрации прав в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа местного самоуправления либо сделки с органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа местного самоуправления.
К примеру, к таким актам или сделкам относятся:
1) решения органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договоры купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договоры аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договоры безвозмездного пользования;
5) договоры передачи жилых помещений в собственность граждан;
6) другие.
Заявления о государственной регистрации направляются в порядке, установленном статьей 18 Закона о регистрации недвижимости, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия акта или совершения сделки.
За непредставление указанных выше заявлений органы местного самоуправления несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Обращаем внимание, что с 1 января 2018 вступило в силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.12.2017 № 2723-р, которым внесены изменения в распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 № 147-р, в том числе в целевые модели «Регистрация права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества» и «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества», в частности добавлены показатели:
«доля услуг по государственной регистрации прав, оказываемых органам государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в электронном виде, в общем количестве таких услуг, оказанных органам государственной власти и местного самоуправления, процентов» и с целевым значением на 31.12.2019 – 80%; на 01.01.2021 – 100%;
«доля услуг по кадастровому учету, оказываемых органам государственной власти и местного самоуправления в электронном виде, в общем количестве таких услуг, оказанных органам государственной власти и местного самоуправления, процентов» с целевым значением на 31.12.2019 – 80%; на 01.01.2021 – 100%.
Главой Республики Бурятия А.С. Цыденовым в декабре 2017 г. утверждены Дорожные карты на 2018-2019 г.г., которые содержат аналогичные показатели.
Количество заявлений на ГРП+ЕП, поступивших от ОМСУ в электронном виде в 2018 году
Наименование района |
январь |
февраль |
март |
всего за 2018 г. |
г. Улан-Удэ |
46 |
42 |
38 |
126 |
Баргузинский |
0 |
0 |
0 |
0 |
Баунтовский |
21 |
53 |
55 |
129 |
Бичурский |
3 |
32 |
5 |
40 |
Джидинский |
1 |
4 |
4 |
9 |
Еравнинский |
9 |
3 |
7 |
19 |
Заиграевский |
21 |
7 |
15 |
43 |
Закаменский |
13 |
6 |
15 |
34 |
Иволгинский |
13 |
0 |
6 |
19 |
Кабанский |
1 |
41 |
17 |
59 |
Кижингинский |
2 |
7 |
4 |
13 |
Курумканский |
56 |
109 |
12 |
177 |
Кяхтинский |
11 |
3 |
1 |
15 |
Муйский |
1 |
3 |
5 |
9 |
Мухоршибирский |
12 |
9 |
47 |
68 |
Окинский |
1 |
0 |
0 |
1 |
Прибайкальский |
3 |
2 |
1 |
6 |
Северо-Байкальский г. Северобайкальск |
112 |
90 |
107 |
309 |
Селенгинский |
27 |
70 |
21 |
118 |
Тарбагатайский |
0 |
8 |
3 |
11 |
Тункинский |
0 |
2 |
12 |
14 |
Хоринский |
3 |
6 |
0 |
9 |
Итого |
356 |
497 |
375 |
1228 |
Таким образом, в 1 квартале 2018 года ОМСУ подано 1228 заявлений в электронном виде (ГРП+ЕП). Взаимодействие большинства ОМСУ остается на низком уровне. Следует отметить, что в Баргузинском районе электронное взаимодействие в части регистрации прав отсутствует полностью, при этом представлены заявления на бумажном носителе.
Количество заявлений на ГКУ, поступивших от ОМСУ в электронном виде в 2018 году
Наименование района |
январь |
февраль |
март |
всего за 2018 г. |
г. Улан-Удэ |
35 |
23 |
27 |
85 |
г. Северобайкальск |
44 |
33 |
106 |
183 |
Баргузинский |
1 |
1 |
0 |
2 |
Баунтовский |
3 |
3 |
0 |
6 |
Бичурский |
5 |
13 |
3 |
21 |
Джидинский |
5 |
6 |
9 |
20 |
Еравнинский |
1 |
1 |
6 |
8 |
Заиграевский |
3 |
3 |
0 |
6 |
Закаменский |
16 |
5 |
20 |
41 |
Иволгинский |
3 |
3 |
10 |
16 |
Кабанский |
7 |
14 |
13 |
34 |
Кижингинский |
6 |
14 |
16 |
36 |
Курумканский |
7 |
19 |
20 |
46 |
Кяхтинский |
0 |
2 |
5 |
7 |
Муйский |
2 |
4 |
4 |
10 |
Мухоршибирский |
9 |
6 |
10 |
25 |
Окинский |
0 |
1 |
0 |
1 |
Прибайкальский |
6 |
0 |
0 |
6 |
Северо-Байкальский |
20 |
4 |
1 |
25 |
Селенгинский |
10 |
31 |
59 |
100 |
Тарбагатайский |
1 |
7 |
22 |
30 |
Тункинский |
0 |
1 |
1 |
2 |
Хоринский |
2 |
1 |
4 |
7 |
Итого |
186 |
195 |
336 |
717 |
Всего в 1 квартале 2018 года ОМСУ подано 717 заявлений в электронном виде (ГКУ). Низкие показатели использования электронных сервисов отмечены также в большинстве районов республики.
По состоянию на 01.04.2018г. органы государственной власти и органы местного самоуправления Республики Бурятия получают государственную услугу в электронном виде по государственной регистрации прав собственности в объеме равном 42,98%, по кадастровому учету – 34,03%.
3. О направлении органами местного самоуправления документов в порядке межведомственного информационного взаимодействия с орган регистрации прав.
Правила информационного взаимодействия, перечень направляемых документов, необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН), в порядке межведомственного взаимодействия, закреплен в статье 32 Закона о регистрации недвижимости.
Частью 1 статьи 32 Закона о регистрации недвижимости предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов), в частности сведения:
об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости;
об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка;
об утверждении правил землепользования и застройки;
о переводе жилого помещения в нежилое помещение и наоборот;
об установлении или изменении границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования; населенного пункта;
об установлении, изменении или прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий;
об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории; охотничьих угодий; территорий опережающего социально-экономического развития; зон территориального развития в Российской Федерации; границ лесничеств, лесопарков
об отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую;
об утверждении проекта межевания территории;
о результатах проведения государственного земельного надзора;
об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда;
о включении (отказе включения) объекта недвижимости в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
документы для постановки здания, сооружения, помещения, машино-места на учет как бесхозяйного недвижимого имущества;
сведения о создании особой экономической зоны или принятия Правительством Российской Федерации решения об увеличении площади особой экономической зоны.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 № 1532 утверждены Правила предоставления указанных документов: определены порядок направления документов, в том числе с использованием СМЭВ; перечень и содержание документов; требования к формату таких документов в электронной форме.
Сведения предоставляются в виде электронных документов в формате XML заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего их лица.
XML-схемы, для формирования XML-документов, размещены на официальном сайте Росреестра по адресу: https://rosreestr.ru в разделе «Юридическим лицам – Зарегистрировать недвижимость» (https://rosreestr.ru/site/ur/zaregistrirovat-nedvizhimoe-imushchestvo-/xml-skhemy/).
Следует отметить, что за непредставление документов орган государственной власти, орган местного самоуправления (за исключением суда), несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 34 Закона о регистрации недвижимости решение о внесении либо невозможности внесения в ЕГРН сведений, поступивших в порядке межведомственного взаимодействия, принимается органом регистрации прав в течение 15 рабочих дней, с даты поступления документов.
Решение о внесении либо невозможности внесения в ЕГРН сведений, поступивших в порядке межведомственного взаимодействия, принимается органом регистрации прав в течение 15 рабочих дней, с даты поступления таких документов (статья 34 Закона о регистрации).
4. О необходимости своевременного направления ответов органами местного самоуправления на межведомственные запросы органа регистрации прав.
В рамках предоставления государственных услуг Росреестра органом регистрации прав осуществляется направление межведомственных запросов для получения документов или содержащихся в них сведений из иных информационных ресурсов, находящихся в распоряжении государственных, муниципальных органов власти.
В целях обеспечения исполнения требований Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон №210-ФЗ) Управлением на постоянной основе проводится мониторинг запросов в рамках межведомственного электронного взаимодействия. Направление межведомственных запросов в рамках региональных электронных сервисов по получению Росреестра посредством СМЭВ сведений из перечня, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.06.2012 №1123-р (далее – «р-сведения»). На внутреннем портале Росреестра имеется возможность запрашивать в электронном виде 9 типов «р-сведений».
Согласно части 3 статьи 7.2 Закон №210-ФЗ срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос о представлении документов и информации, для предоставления государственной или муниципальной услуги с использованием межведомственного информационного взаимодействия не может превышать два рабочих дня - при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, со дня поступления межведомственного запроса в орган или организацию, предоставляющие документ и информацию, если иные сроки подготовки и направления ответа на межведомственный запрос не установлены федеральными законами, правовыми актами Правительства Российской Федерации и принятыми в соответствии с федеральными законами нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Наличие запросов со статусом «в обработке» свидетельствует о нарушении органами власти срока, установленного п. 3 ст. 7.2 Закон № 210.
По результатам мониторинга исполнения электронных запросов, сформированных в 1 квартале 2018 года с использованием сервиса «р-сведения», в установленный срок не поступили ответы по 26 межведомственным запросам органа регистрации прав, из них: Кабанский – 7, Кяхтинский – 8, Джидинский – 1, Северобайкальский – 1, Селенгинский – 1, Тункинский – 7, Хоринский – 1.
В соответствии с Дорожными картами по внедрению целевых моделей «Регистрация права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества» и «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества», утвержденными Главой Р.Б. А.С. Цыденовым 29.12.2017, предусмотрено целевое значение показателя доли ответов на запросы органа регистрации прав, полученных в электронном виде, в том числе посредством СМЭВ, в общем количестве направленных запросов не менее 85%.
На основании изложенного, предлагаем Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Бурятия» с целью достижения показателей Целевых моделей «Регистрация права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества» и «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества» на территории Республики Бурятия взять на контроль выполнение органами местного самоуправления следующих мероприятий:
1. определение территории, в отношении которых необходимо проведение комплексных кадастровых работ, осуществить подготовку определенного пакета документов, а также предусмотреть в бюджетах муниципальных образований расходы на выполнение комплексных кадастровых работ;
2. направление органами местного самоуправления республики заявлений на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав в электронном виде в соответствии со статьей 19 Закона о регистрации недвижимости;
3. направление органами местного самоуправления республики документов (содержащиеся в них сведений) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) в порядке межведомственного информационного взаимодействия, предусмотренного статьей 32 Закона о регистрации недвижимости в установленные сроки;
4. подготовку и направление ответов органами местного самоуправления республики на межведомственные запросы органа регистрации прав в срок не позднее двух рабочих дней.