Вторник, 30 апреля 2019 08:56

Разработан законопроект о внесении изменений в статью 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»



Проект федерального закона разработан с целью содействия развитию местного самоуправления путем введения альтернативных мер ответственности муниципальных депутатов за предоставление недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, имуществе. 

В настоящее время в случае предоставления депутатом органа местного самоуправления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера предусмотрен безальтернативный подход, при котором высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата.

90 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований работают на непостоянной основе и сталкиваются с серьезными затруднениями при заполнении большого пакета декларационных документов, нередко допускают ошибки и неточности.  В результате есть множество примеров, когда по итогам проверки деклараций органы прокуратуры инициируют массовые сложения полномочий муниципальных депутатов по формальным основаниям, что, по сути, парализует работу органов местного самоуправления.

В Омской области в 2018 году органы прокуратуры внесли представления рассмотреть вопрос о сложении полномочий почти 300 муниципальных депутатов, что составляет около 7% от общего числа депутатов органов местного самоуправления в области.

В Приморском крае в 2019 году прекратили полномочия 38 депутатов органов местного самоуправления из-за неполной информации в декларациях о доходах.

В феврале 2019 г. прокуратурой Пустошинского района Псковской области было внесено предложение в Собрание депутатов Пустошинского района Псковской области рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий Председателя Собрания депутатов в связи с неточностями в декларации (не отражена в собственности комната). Другими примерами нарушений, допущенных депутатами Пустошинского района, стали неточности в декларациях (не указана премия в размере 300 рублей; округлена сумма 479111 рублей 90 копеек до 479112 рублей).

Аналогичные проблемы отмечены в Алтайском крае, Иркутской области и других регионах. 

Конституционный суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно обращал внимание, что применяемые меры юридической ответственности должны соответствовать конституционным требованиям справедливости и соразмерности. В связи с этим объективно назрела необходимость дифференциации юридической ответственности муниципальных депутатов при применении мер воздействия за допущенные недочеты в представленных сведениях.

Законопроектом предлагается ввести альтернативные меры ответственности депутатов органов местного самоуправления за предоставление заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Такие меры ответственности могут быть аналогичны тем, которые применяются к депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации:

- предупреждение;

- освобождение от должности в представительном органе муниципального образования, в том числе от осуществления полномочий на постоянной основе без прекращения полномочий депутата представительного органа муниципального образования с лишением права занимать должности в представительном органе муниципального образования и осуществлять полномочия депутата на постоянной основе с момента принятия решения о применении к депутату меры ответственности до прекращения срока его полномочий.

Введение альтернативных мер позволит дифференцировать подход к нарушителям законодательства о противодействии коррупции. И при отсутствии умысла предоставить недостоверные сведения, либо с учетом иных объективных обстоятельств позволить гражданам, имеющим значительный опыт, высокую квалификацию, продолжить осуществлять депутатские полномочия в муниципальном образовании. 

Императивно установленная необходимость обнародования информации о лицах, допустивших нарушения, и о принятых к таким лицам мерах позволит избежать злоупотреблений при применении альтернативных мер ответственности. 

Законопроект предусматривает, что порядок применения альтернативных мер ответственности должен быть установлен законом субъекта Российской Федерации и (или) регламентом либо иным актом представительного органа муниципального образования.

Принятие законопроекта позволит не применять к муниципальным депутатам чрезмерных санкций и сохранить в составе депутатского корпуса опытные и квалифицированные кадры, что в свою очередь будет содействовать развитию местного самоуправления, позитивно отразится на качестве муниципальной власти, а значит, и на качестве жизни граждан.

При этом в случае серьезных нарушений требований антикоррупционного законодательства сохраняется возможность применения такой меры ответственности, как досрочное прекращение полномочий депутата.

Вносят члены Совета Федерации А.А.Турчак, В.В.Рязанский, О.В.Мельниченко, А.А.Шевченко, В.С.Тимченко, А.А.Клишас; депутаты Государственной Думы Р.В.Кармазина, В.Б.Кидяев, О.Ю.Баталина, В.В.Бахметьев, Н.Г.Брыкин, И.В.Осипов, Е.В.Ревенко, Р.Ю.Романенко, Б.Х.Сайтиев, Г.К.Сафаралиев, В.В.Селиверстов, Т.В.Соломатина, В.В.Суббот, А.Ф.Тихомиров, Р.К.Хуснулин, М.С.Шеремет, И.И.Фирюлин, Л.И.Черкесов, А.В.Воробьев, А.А.Гетта, А.С.Грибов, А.В.Дамдинов, В.Н.Карамышев, В.И.Катенев, Н.Д.Ковалев, Н.С.Кувшинова, А.А.Максимов, А.П.Марков, А.И.Пятикоп, И.В.Сапко, В.С.Скруг, И.Н.Сухарев, М.В.Тарасенко, А.И.Воевода, И.И.Гильмутдинов, А.Е.Загребин, А.Г.Литовченко, А.Л.Сидоров, А.М.Шолохов, А.А.Авдеев, Н.Р.Будуев, А.А.Носов, М.В.Емельянов

 

Авторизуйтесь, чтобы комментировать