Понедельник, 24 июня 2013 23:04

Три конкретных конструктивных предложения, связанных с ЕГЭ

Не так давно Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов сформулировал "три ключевых вопроса, на которые нужно ответить, прежде чем принимать какие-то важные решения". В пику вселенской обтекаемости вопросов, сформулированных Ливановым, (см. Как преобразовать образование ) тезисно, но всё-таки с элементами конкретики, формулирую три предложения.

 

Предложение 1. Для нивелирования проблемы списывания составителям ЕГЭ всё-таки набраться мужества и компетентности (чего им явно не хватает) и сгенерировать материал не на несколько вариантов (к примеру в случае биологии в этом году было 4 варианта, из которых путём перетасовки получали 16), а материала, эквивалентного сотни вариантам.

 

Сдающий должен получать СЛУЧАЙНУЮ комбинацию этих заданий - получаем астрономическое число разных возможных предложенных вариантов. Это исключает механическое воспроизведение ответов.

 

Предложение 2. Выложить наконец в открытом доступе все варианты ЕГЭ за все годы вместе с авторами. Перестать делать из вопросов ЕГЭ большую государственную тайну. Провести открытое обсуждение предложенного материала, например, в виде форумов, конкурсных предложение или каких-то иных формах. Больной вопрос - наличие ошибок в самих вопросах. Писал уже неоднократно, что количество ошибочных решений в задачах ЕГЭ по биологии зашкаливает (к примеру, по молекулярной биологии правильные решения практически отсутствуют, а общая доля задач с ошибками составляет неизменно из года в год процентов под 30).

 

В рамках открытого общения организовать обучение составителей ЕГЭ по биологии, а возможно и других предметов фактическому материалу. Пусть школьники, учителя, студенты, научные сотрудники обучают составителей ЕГЭ материалу для того, чтобы избавить тесты ЕГЭ от столь частых ошибок.

 

Без открытого общения коррекция материала, предлагающегося на ЕГЭ, невозможна.

 

Предложение 3. Успешная сдача ЕГЭ обеспечивает бесплатное обучение плюс освобождение от армии лиц мужского пола. Это - довольно большой бонус, который дети "зарабатывают" (или покупают) в школе. Игра стоит свеч для тех, кто за несколько тысяч рублей получит и бесплатное образование, и отстрочку от армии.

 

Если платность/бесплатность обучения и освобождение от "почётной обязанности" службы в армии станут массово зависеть не от бумажки, которая когда-то ОДИН РАЗ была куплена, а от результатов сессий, то опять же роль чёрного рынка липовых ЕГЭ и печальные последствия нахлынувшей халтуры, приводящей к увеличению отличников, также существенно нивелируются. Конечно в вузах, особенно хороших, элементы такой системы уже существуют. Но они фрагментарны, не всеобщи.

 

Не подтвердил компетентность после первой-второй сессий - будь добр, вылетай раз и навсегда без права использовать свою старую бумажку заново - пересдавай ЕГЭ. В лучшем случае - учись платно (по сути сходная система есть в США).

 

Почему-то в случае нарушения правил дорожного движения права отбираются, и назначается повторная сдача экзамена. И это считается разумным. Чем же таким ЕГЭ особенный?

 

Не вижу смысла делать из полученной бумажки культа. Не достоин её носить - лишайся. Сдавай заново.

 

В этом случае липовый 100-бальник ещё подумает, нужно ли рисковать и демонстрировать свою некомпетентность. А многоуровневая проверка - это как эшелонированная оборона.

 

Природа так устроена, что любая система защиты от ошибок многоуровневая.

 

Это - закон природы. И не стоит идти вопреки законам.

 

Представим, что мои предложения вдруг реализуются на самом деле. Уверен, что мы всё равно будем далеки от идеала. Но то, что долгожданная коррекция всё-таки свершится, не сомневаюсь.

http://pedsovet.org

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии
Регистрация

Войдите в свой аккаунт